▲ Наверх

Спортивные танцы

СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ в Центре спорта и образования «Самбо-70» - отделение «Самбо-70» (Тёплый Стан).

История

Когда вы слышите слово «танец», что возникает у вас перед глазами? Может быть, это «танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро» или задорный русский танец «Калинка», плавный, красивый вальс – бостон, исполняемый танцорами бального танца, или «лунная походка» Майкла Джексона?

Что для нас танец, какую роль он играет в нашей жизни?

Как же изменилось танцевальное искусство с течением времени, какие танцы танцевали в эпоху Возрождения, на древней Руси, в 20 -30 – е годы ХХ века, какие танцы танцуют сейчас на дискотеках?

Танцевальное искусство с незапамятных времён занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей.

Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Мы думаем, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму и музыке.

Танцевальное искусство очень разнообразно по своим формам, и мы не сможем рассказать обо всех танцах, которые существовали и существуют в мире. Только о наиболее, популярных мы постараемся рассказать по подробнее.

«Венский вальс»

Знаменитый «Венский вальс», вальс романтической поры «Бури и натиска», эдакое танцевальное продолжение Французской революции, типичный вдохновенный танец беспокойного сердца, стремящегося к победам и свободам взрослой жизни. Этот вальс до сих пор всё так же не притязателен, как и прежде. Только две фигуры сменяющиеся направо и налево. «Венский вальс» структурно прост, никаких сложностей, но он переполнен энергией – как новоиспечённый совершеннолетний готов завоевать весь мир. По прошествии 200 лет никто не в силах изменить простенькую сущность этого танца.

Вы поворачиваетесь вокруг своего партнера, а тот, соответственно, вокруг своей оси. «Венский вальс» – наилучший пример мощи и мелодичности. Что за лёгкость и что за жар двух сердец! Для поддержания рисунка в танце и правильного вращения  вам необходимо двигаться со скоростью 1 такт в секунду. Вы раскачиваетесь, чтобы смягчить воздействие центробежной силы. Вот, собственно, и всё, что нужно делать в «Венском вальсе». Но ни одно современное направление, похоже, не может усмирить этого разбивателя сердец.

Бальный танец вальс возник на рубеже двух веков – 18 и 19.

В первые два десятилетия 19 века основные па и фигуры танцев «лендлера» и «вольты» были подогнаны под определённый музыкальный ритм – и основной шаг Венского вальса благополучно появился на свет.

Много утекло воды с тех пор, и, быть может, поэтому сегодня невозможно примирить немецких исследователей, утверждающих, что вальс произошёл от австрийского народного танца «лендлера», с французскими хореографами, доказывающими прямую связь вальса с живым и весёлым провансальским танцем «вольта». Вальс, похоже, навсегда поссорил немцев и французов.

Таким образом, название этого танца  условное – к Вене он не имеет никакого отношения.

Но были у вальса и плохие времена.

Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие 19 века запрещалось танцевать вальс более 10 минут.

На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под запретом на протяжении почти всего 19 века.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

В России вальс даже подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом было опубликовано полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой».

Объяснялось это тем, что вальс считался «приделом непристойности и скабрезности», уж очень близко стаяли мужчина и женщина.    

Но официальная критика, как это часто бывает, только увеличивает тягу к танцу, и, ломая все преграды, бурной рекой разлился вальс, заполняя города и сёла всей центральной Европы.

Вальс – романтический спутник целых поколений.

Танго – танец, трижды переплывший океан

Принято считать, что Танго – это аргентинский танец. Но если вы спросите о танго в Бразилии, Мексике, Боливии, Парагвае, на Кубе и в Испании, то в каждой из этих стран вам уверенно ответят, что это их национальный танец. Так или иначе, происхождение Танго очень сложно, и корни его ведут в глубь веков.

В начале 15 века Испания находилась под властью мавров, как тогда называли арабов. Согласно французским источникам, в этот период у испанских мавров появился парный танец, получивший широкое распространение и среди коренных жителей Южной Испании. Это и был предшественник Танго…

В 16 веке Испания колонизирует Южную Америку. И на земле Аргентины расцвел танец с далеких берегов Испании. Танец вобрал в себя старинную испанскую балладную форму, ритмы и интонации негритянской музыки, выразительность поз и манеру андалузского танца и лёгкий привкус древней индейской культуры.   

В течении многих лет Танго пользовалось репутацией малопристойного танца, чему во многом содействовала дурная слава таверн Буэнос – Айреса. Говорили, что Танго никогда не исполняется тени, у кого на сердце есть чьё – то имя. То есть это не был танец влюбленных романтиков, это был танец гуляк и смельчаков, которым все нипочем. 

Однако уже к концу 80-х годов Танго проникло в бальные салоны Южной Америки.

В конце 19 века слухи о популярности южноамериканского Танго достигли Европы. Но Танго в Европе ещё долго не получало официального признания. Одним из самых энергичных и страстных защитников Танго в Европе был Камиль де Риналь – известный хореограф, который создал новую форму танца, в последствии названного французским Танго.

И началось победное шествие танца: в 1909 году Танго завоевало Париж, в 1911 году Танго появляется в Англии, в 1912 году в Германии, затем в России и других странах Европы.

Современное Танго – это потрясающий своим многообразием хореографический язык, могущий сказать еще многое и о многом.

Медленный вальс

Появление «Медленного вальса» относится к 70-м годам 18 века. Своим рождением этот вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «маятник» и его разновидности «фурланте», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» и, наконец, в австрийском «линдлире», самом близком к вальсу из предшественников.

Родился и расцвел вальс в начале 19 века в Вене, а затем и во всем мире. В разных странах этот «король» танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс мазурка и др. Ритм медленного вальса очень приятный и лёгкий, поскольку на каждый счёт исполняется одно-единственное движение, если не учитывать различных вариаций на базе основного шага этого танца.

Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длинной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальс в начале 20 века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс – бостон и «Медленный вальс». Они и стали родителями современного конкурсного, медленного вальса.

Медленный фокстрот

С собственно «Фокстротом» Европа познакомилась только после Первой Мировой войны. Говорят что это название танца происходит от фамилии известного танцовщика Гарри Фокса, удачно популяризированного новый танец на сцене одного из Нью – йоркских театров в 1913 году. Фокс внес дополнительную путаницу в сложную танцевальную терминологию, возымев намерение увековечить свою фамилию.

Дело в том, что изначально фокстротом в военной среде именовался особый шаг лошади – аллюр, а варианты современного Фокстрота исполнялись еще  в викторианскую эпоху под названием уан-степ или ту-степ (в зависимости от того, сколько шагов приходилось на такт один или два). Однако новое («лошадиное») название «Фокстрот» пришлось все же кстати – оно полностью отразило тогдашнюю сущность этого танца: в начале века Фокстрот танцевался в темпе 120 ударов в минуту и отличался весьма порывистым характером.

В 1922 году основной шаг Фокстрота стал исполняться под более медленную музыку, а в 1927 году танец получил свое окончательное название – «Медленный фокстрот» и, похоже, уже навсегда, закрепил за собой плавное скольжение по паркету. От исконной формы осталось только типичное соотношение шагов – два коротких, два длинных – и определенная манера вращения.

Исполнение «Медленного Фокстрота» считается достаточно трудным – от танцоров требуется хорошее равновесие и постоянный контроль за каждым движением.

«Квикстеп»

И вот, мы добрались до пятого танца Европейской программы, это тоже фокстрот, но только быстрый, называется этот танец «Квикстеп». 

«Квикстеп» вырос из «Фокстрота» - это прописная истина. Как уже упоминалось, в 20-е годы оркестры играли «Фокстрот» слишком быстро – 50 тактов в минуту. Корни этой музыки затеряны в культуре северо – американских негров, и поэтому неудивительно, что два широких, вальяжных, европейских фокстротных шага с трудом укладывались в такой темп.

Впоследствии для Медленного Фокстрота музыка была стандартизировано – растянута, но мысль законодателей танцевальных мод, видимо, работала примерно следующим образом: «Не пропадать же добру! Зачем же расставаться с уже существующими, замечательными, быстрыми аранжировками – под них можно сочинить новый танец».

Англичане с энтузиазмом взялись за дело: модернизировали оригинальный чарльстон, лишив его специфических кокетливых «ляганий» и снабдив характерными фокстротными движениями. Обозвали эту смесь (что – то вроде «быстрого фокстрота – чарльстона») и с успехом продемонстрировали на Чемпионате Мира 1927 года.

В итоге всех этих экспериментов и родился современный «Квикстеп» - танец быстрых шагов под 200 ударов в минуту (50 – 52 такта), использующий как основные па Медленного Фокстрота, так и привнесенные извне быстрые фигуры.

В европейскую программу входят 5 классических танцев: Венский вальс, Медленный вальс, Медленный Фокстрот, Квикстеп и Танго, исполняются эти танцы во всем мире, как на бытовом, так и на высоком профессиональном уровне. В европейских танцах мелодия преобладает над ритмом. Ритм живет только в движениях бёдер, коленей и ступней. Ритм руководит нижней половиной тела. Мелодия же, наоборот, оживляет его верхнюю часть, плечи и руки. Мелодичные европейские танцы текуче - грандиозны. Движения в них начинаются в верхней части корпуса, с рук. Партнеры танцуют символически гармонично.

А сейчас мы переходим  к самой зажигательной части танцевальной программы, наверное, нет таких людей, которые не любят латиноамериканскую программу. В нее входят тоже 5 танцев: Самба, Румба, Пасодобль, Ча-ча-ча, и Джайв. Латинская Америка предоставила миру целое пиршество танцев, возникших на фольклорной основе.                                                            

«Самба»

«Самба» – танец африканского происхождения, но наибольшее развитие этот энергичный танец получил в Бразилии – и теперь, глядя на знаменитые бразильские карнавалы, главным танцем которых является «Самба», трудно предположить, что бразильцы исполняют, в общем-то, не совсем родной танец.

Один из вариантов «Самбы» под названием Carioca возродился в 1934 году в Великобритании. В 1938 году Carioca распространяется по всей Америке. И хотя «Самба» уже включена в состав конкурсных бальных танцев, мир по настоящему открыл для себя этот танец только после всемирной выставке в Нью – Йорке в 1939 году. Пик популярности «Самбы» в Европе пришёл на 1948 - 49 годы, когда все европейское население было буквально захвачено в плен энергичными самбистскими ритмами и телодвижениями.

Современный вариант «Самбы» построен на смешении самых различных ритмов, поров весьма далёких от исконной музыкальной основы танца.

Очень распространено мнение, что истинный характер «Самбы» - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся весьма неприличными движениями таза. Если же этого нет, «Самба» теряет очень многое…

«Ча-Ча-Ча»

Название этого танца, возможно, было взято от испанского «chacha» - «сиделка» (что впрочем, весьма сомнительно) или от «chachar», означающего «жевать листья коки», или от «char» - чай. Наиболее вероятно, однако, происхождение этого названия от быстрого, весёлого кубинского танца «гуарача», ставшего популярным в Европе.

Возможно также, что название «Ча-ча-ча» является звукоподражанием тому шумовому эффекту, который возникает при исполнении шассе – столь часто встречающихся в танцевальных па.

«Румба» - танец любви

Считается, что румба появилась в Латинской Америке (точнее - на Кубе) вместе с африканскими рабами. Тело танцевало, выразительно и захватывающе, ноги ему только помогали достичь нужного эффекта. В такой же позиции находились по отношению друг к другу ритм и мотив: ритм, отбиваемый обычно на коленках, ложками или бутылками, определял все.

В современном варианте танца многие из фигур рассказывают избитую, но никак не теряющую остроты, историю взаимоотношений между полами. Соблазнение – со всеми его древними штучками, страстными подразниваниями, дилеммой между доминированием и подчинением – вот основной мотив «Румбы». Извечная игра в любовь.   

А сейчас мы расскажем вам о танце, который не имеет отношение к Латиноамериканской программе, но входит в детскую танцевальную программу.

«Полька»

«Полька» – старинный чешский танец, а не польский как иногда ошибочно полагают. Само слово «полька» происходит от «пулька», что по чешски означает – «половинка». И действительно, основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединенных приставкой.

Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, «Полька» сильно повлияла на формирование бального репертуара. Танец видоизменяется, приобретает национальную окраску, но всегда в ней остается сочетание подвижного и сильного мужского танца с кокетливой грациозностью женского.

«Пасодобль»

«Пасодобль» – это единственный латиноамериканский танец, никоим образом не связанный с африканской культурой. Корни «Пасодобля» в Испании.

Название «Пасодобль» по – испански означает «двойной шаг» и, возможно, происходит от «Paso a Dos», что значит «танец для двоих».

Исконный «Пасодобль» был одним из многих народных испанских плясок, замечательным образом воплощающих различные стороны яркой жизни этой стороны в танцевальных движениях.

Наиболее характерное для «Пасодобля» па, подчёркивающее в этом танце красоту испанского марша, - переступание с ноги на ногу, чёткое, вызывающее. Чтобы придать «Пасодоблю» еще большую выразительность, используется аппель (вызов) – удар правой ногой партнёра об пол.

Пасодобль на прямую связан с экзотичным видом испанской культуры – корридой. В сущности, это танец красавца – тореро, ловко манипулирующим своим красным плащом перед разъярённым быком.

Музыка «Пасодобля», в свою очередь, основана на маршевых интонациях, характерных для начала пышно церемонии, открывающей корриду. Такой яркий строй музыки дополнительно подчёркивается драмотично – выразительными позами танцующих, что превращает исполнение «Пасодобля» в настоящий спектакль.         

«Джайв»

Вероятнее всего, этот танец родом с юго – востока США, где среди чернокожего населения он очень популярен вот уже почти сто лет. Однако, современный «Джайв» очень  напоминает и ритуальные военные пляски индейцев Флориды. Поэтому историки танца пребывают в замешательстве: то ли это неграм так понравился индейский танец, что они теперь на все сто считают его своим собственным; то ли это индейцы скопировали движения африканских рабов и приспособили их для собственных нужд.

В самом начале, в 1927 году, Джайвом увлекалась исключительно молодежь. Старшее поколение его не одобряло и даже пыталось запретить исполнение Джайва в танцевальных залах. Объяснялось это обычно тем, что Джайв, якобы, не может быть «прогрессивным» танцем: танцуется он на месте, в пику всем «правильным» танцам, исполняющимся строго по кругу против часовой стрелки. Горячая поддержка молодёжи обеспечила Джайву не только на конкурсной сцене, но и последующие его трансформации в формы свинга, буги-вуги, би-боба, рока, твиста, диско и хасла.

На современных конкурсах латиноамериканских бальных танцах Джайв всегда исполняется последним – и здесь, от танцоров требуется, прежде всего, умение показать и доказать, что они не сколько, не утомлены после представления четырех описанных выше танцев. 

Это, разумеется,  не так просто: и физически и морально Джайв выжимает все соки – попробуйте–ка поскакать на последнем издыхании. Кроме того, Джайв сильно отличается от остальных конкурсных танцев и своим характером, и очень сложной танцевальной техникой.