▲ Наверх

Мечты и грезы Елены Замолодчиковой (газета "Московский комсомолец")

29 августа 2014

Газета «МК» 29 августа 2014

Мечты и грезы Елены Замолодчиковой

В детстве она мечтала стать известной гимнасткой, а после завершения спортивной карьеры – не менее известным тренером, таким же востребованным, как ее наставники – Надежда Маслинникова и Сергей Пивоваров. Оба этих желания оказались вполне реальными, и сегодня она продолжает довольно успешно воплощать их в жизнь, попутно пытаясь ответить на один очень важный вопрос: а что еще необходимо ей для того, чтобы чувствовать себя по-настоящему счастливой?


С «Невестой Сиднея», а именно так называли лидера сборной России по спортивной гимнастике Елену Замолодчикову на Олимпиаде 2000, мы встретились в ее родной специализированной детско-юношеской спортивной школе №33 (теперь это отделение «Олимпия» при ГБОУ «Центра спорта и образования «Самбо-70»). Открытая белоснежная улыбка на ее лице говорила о том, что все у моей собеседницы, несмотря на пасмурную в этот день погоду в Москве, в порядке. Елена только что вернулась с очередного «Олимпийского урока» и, отпустив своих маленьких девчушек готовиться к тренировке, пригласила меня в методический кабинет.

– Вы такой же крохой пришли в эту школу?

– Да, я была такой же маленькой тогда. Мне было лет семь, когда я впервые увидела по телевизору соревнования по спортивной гимнастике. Не знаю, что это был за чемпионат, но девчонки в изящных купальниках так легко разбегались и прыгали, кувыркались и выделывали немыслимые упражнения на снарядах, что было невозможно оторваться. Я тогда толком даже не знала, что это за вид спорта и даже как он называется, но мне он настолько понравился, что показав пальчиком на экран, сказала маме, что тоже хочу как они. А поскольку мы жили в Новых Черемушках, мама выбрала школу поближе и привела меня сюда.

Мне повезло, что сразу попала в руки к опытным наставникам – Надежде Викторовне Маслинниковой и Сергею Николаевичу Пивоварову. Они работали в тандеме. На тот момент в их группе уже были девочки, выступавшие за сборную страны. Так что мне было за кем тянуться и на кого равняться.

– И сколько времени понадобилось тренерам, чтобы довести вас до уровня сборной?

– Мне кажется, лет пять, где-то так. Потому что в 12 лет я уже начала выступать за сборную на юниорских соревнованиях.

С Мишкой в обнимку

– Обратил на вас внимание, когда выступали на Всемирных юношеских играх в Москве. Вы тогда добились победы в многоборье, но уступили соперницам в отдельных видах программы. Из-за чего очень расстроились. Помню фотографию тех лет, где вы сидите возле помоста с большим плюшевым Мишкой (символом Игр) и плачете. А тренеры и подруги по команде вас успокаивают…

– Да, что-то припоминаю такое. Это были очень важные соревнования для меня, я к ним очень серьезно готовилась. Но для того, чтобы выиграть все, опыта не хватило. В остальном все было здорово. Больше всего запомнилась приятная доброжелательная атмосфера во время Всемирных юношеских игр. В Москве был действительно настоящий праздник. Я запомнила эти мгновения еще потому, что потом началась другая жизнь. И другие – уже взрослые соревнования.

– Вы прошли большой путь: три олимпийских цикла. Не было ли желания уйти еще после самой успешной для вас Олимпиады в Сиднее?

– Знаете, у меня не было такого желания даже после Пекина. Я понимала, что возраст берет свое, что рано или поздно придется уходить, но как-то не очень хотелось. Да, у нас очень молодой вид спорта, но есть и другие примеры. Оксане Чусовитиной было далеко за тридцать, а она продолжала выступать…

Я ушла в 27, понимая, что конкурировать с более молодыми гимнастками будет в дальнейшем все сложнее и сложнее. Бороться за призовые места почти нереально, а довольствоваться другими ролями не очень хотелось, поэтому хотя и с трудом, но пришлось принимать такое решение. Не без помощи моего тренера, которая мне сказала: «Лена, ты уже достаточно взрослый человек, чтобы понимать, что надо двигаться дальше по жизни, а поэтому надо решать: уходить или оставаться».

– А было ли на тот момент куда уходить?

– Всегда знала, что после завершения спортивной карьеры буду работать детским тренером. Это мое призвание. Готовила себя к тренерской деятельности, окончила Академию физической культуры имени Лесгафта в Санкт-Петербурге.

– Простите, а почему не в Москве?

– Так сложились обстоятельства. Еще спортсменкой познакомилась с Раисой Николаевной Терехиной, которая, как и мои тренеры, тоже мне многое дала. Она до сих пор возглавляет кафедру в питерской академии физической культуры, только в последнее время перешла из спортивной в художественную гимнастику. Но в свободное время, по-прежнему, продолжает работать судьей на различных соревнованиях. Раньше мы довольно часто с ней пересекались, и она давала мне различные советы. В том числе, где мне будет лучше учиться. Я всегда прислушивалась к ней, о чем никогда не жалела. Когда мы пересекались на соревнованиях, она давала мне различные задания, я их выполняла и возвращала ей обратно. Это было очень удобно столь мобильно решать многие вопросы с учебой. До сих пор очень признательна ей за помощь и поддержку, которую она мне оказывала много лет, за знания, которые она мне давала, в том числе и в качестве начинающего судьи. Тем более что Санкт-Петербургская академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была единственной на тот момент среди российских профильных вузов, имевших международный статус.

– Верно, вы же теперь не только тренер, но и судья. Каковы ваши успехи на этом поприще?

– Надеюсь, что тоже понемногу расту. В начале года получила третью (до этого была четвертая) международную категорию. Не так давно ездила поработать в качестве судьи на молодежное первенство Европы, по итогам которого заработала удовлетворительную оценку, так что надеюсь и в этом направлении добиться со временем каких-то успехов. Безумно волновалось, но все прошло хорошо. Для начинающего арбитра (у меня стаж только два года), говорят, что отработала неплохо.

– А кто вам посоветовал заняться еще и судейством?

– В 2009 году я все-таки решила завершать свою спортивную карьеру. Оставалось выступить на Универсиаде, после которой ко мне подошли личный тренер Надежда Викторовна Маслинникова с наставником сборной Валентиной Александровной Родионенко и предложили поехать на судейский семинар. Меня это так удивило, что сразу замахала руками, сказав, что это не мое: судьям приходится иногда резать как по живому, а мне всегда жалко спортсменов. Тогда они сказали: тебя с выбором не будем торопить, а на семинар в Израиль все равно поезжай, пройдешь курс начинающего судьи, а там видно будет. Можешь даже экзамен не сдавать.

Я поехала и, естественно, потом этот экзамен сдала. А как иначе, если с детства привыкла к ответственности. Получила международную категорию и потом постепенно стала втягиваться в это новое для себя интересное дело. Научилась правильно раздавать значки: у нас каждый элемент принято обозначать своим значком. Теперь это мне нравится, потому что я в центре всех дел, связанных со спортивной гимнастикой. В какой-то момент появился даже какой-то особый азарт и интерес. Федерация спортивной гимнастики тоже мне в этом помогает. Прикрепили ко мне репетитора по английскому языку, потому что в судейских делах очень много вопросов решается на уровне регулярного общения с опытными иностранными арбитрами. Большой опыт занятий гимнастикой и общение с мэтрами приносит со временем неплохой результат. Думаю, не ошибусь, если скажу, что по-настоящему толковые судьи получаются из спортсменов.

Гражданская позиция

– Раз вы такой ответственный человек, значит, серьезно относитесь и ко всему остальному. Например, к предстоящим выборам в Мосгордуму, которые пройдут в нашей столице 14 сентября.

– За мою гражданскую позицию можете не переживать. Я всегда исправно прихожу в назначенный день на свой избирательный участок. А если по каким-то причинам не могу, то беру открепительный талон и отдаю свой голос в другом месте. Так будет и в этот раз. Я родилась в Москве, люблю свой город и мне небезразлично все, что в нем происходит и кому на законодательном уровне будет оказано доверие для реализации каких-то полезных преобразований. Мы же видим, как много в последние годы делается для развития спорта в Москве, поэтому такую политику надо обязательно поддерживать. Как и кандидатов из области спорта: таких как генеральный директор нашего центра образования «Самбо-70» Ренат Алексеевич Лайшев.

Это наш руководитель, поскольку специализированная детско-юношеская школа №33 несколько лет назад вошла в состав ЦО «Самбо-70». Не сомневаюсь, что он достойный кандидат в депутаты Мосгордумы. Это он доказал своей работой и общественными делами.

– Кстати, после того как ваша школа вошла в состав центра, работать стало легче или проблем все равно хватает?

– Серьезных проблем у нас давно нет. В последние годы грех жаловаться, что нам недостаточно уделяют внимания. О положительных изменениях можно судить даже на примере нашей школы. Посмотрите, какой красивый и современный построили нам зал, каким оснастили его оборудованием. Когда-то об этом мы только могли мечтать. А сейчас чувствуется поддержка со стороны Минспорта, Федерации спортивной гимнастики, Москомспорта… Все стараются нам помогать, делать все, чтобы мы еще лучше готовились и выигрывали.

– Какая спортивная гимнастика была интереснее для вас: та, в которой вы начинали, в которой заканчивали карьеру или для которой вам еще только предстоит готовить спортсменов?

– За двадцать лет спортивной карьеры на моей памяти было много изменений. Но все равно я бы не хотела противопоставлять одно другому. У каждой стадии есть свои преимущества и недостатки. Но, чтобы иметь хоть какое-то представление, попробую сделать небольшое отступление. Спортивная гимнастика, в которой я начинала, была, как мне кажется, в творческом плане содержательнее и интереснее. Она была насыщена многими интересными элементами, которые подчеркивали ее изящество, красоту и выразительность. Гимнасты прежних поколений могли вместе со своими тренерами больше творить, придумывать что-то свое, оригинальное и эксклюзивное.

Сейчас этого почти нет. Творчество отошло на второй план. А на первый вышло четкое и правильное исполнение сложных элементов. Творчество стараются привносить только на связках, но оно уже не так сильно влияет на выступление спортсмена. Вот и думайте, хорошо это или не очень для развития спортивной гимнастики.

С одной стороны хочется, чтобы все получалось не только четко, но еще и изящно, красиво, а с другой – время ограничено, можешь не уложиться в лимит и не выполнить какой-то обязательный элемент. У нас пока нет строго фиксированных требований к комбинациям, как, например, в фигурном катании или каком-то другом виде спорта. Спортсмен может импровизировать во время выступления, но при этом он не имеет права пропустить какой-то обязательный элемент, иначе ему сильно занизят оценку. И не только ему, но и всей сборной, если, к примеру, идут командные соревнования.

Гимнастика в последние годы стала сложнее. Американская, китайская школа, да и школы многих других стран все усложняют и усложняют элементы. Порой кажется, ну куда уже дальше. Сегодня даже молодежка выполняет такие вещи, которые раньше казались не под силу взрослым гимнастам. Что делать, приходится следовать общепринятому направлению.

Читать далее...