▲ Наверх

Мониторинг образовательного и воспитательного процесса

Сводные итоги качества обучающей предметной деятельности за 2015-2016 учебный год

Результаты стартовых диагностических работ по оценке учебных достижений учащихся по материалам МЦКО (Внешний мониторинг) сентябрь-ноябрь 2015 г.

Результаты рубежных диагностических работ по оценке учебных достижений учащихся по материалам МЦКО (Внешний мониторинг) декабрь 2014 - февраль 2015 г.

Результаты итоговых диагностических работ по оценке учебных достижений учащихся по материалам МЦКО (Внешний мониторинг) март-апрель 2015 г.

Результаты стартовых диагностических работ по оценке учебных достижений учащихся по материалам МЦКО (Внешний мониторинг) сентябрь-ноябрь 2014 г.

Сводные итоги качества обучающей предметной деятельности за 2014-2015 учебный год.

Начальное общее образование 

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условийэто выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерийпризнак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 

1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- внутришкольного контроля;

- общественной экспертизы качества образования;

- лицензирования;

- государственной аккредитации; 

- государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- мониторинга качества образования. 

1.9. В качестве источников данных в мониторинге оценки качества образования используются:

- образовательная статистика;

- промежуточная и итоговая аттестация;

- мониторинговые исследования;

- социологические опросы;

- отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий. 

2. Основные цели, задачи и принципы системы внутреннего мониторинга оценки качества образования

2.1. Целями системы оценки качества образования являются:

- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

- прогнозирование развития образовательной системы школы. 

2.2 Задачами построения системы внутреннего мониторинга оценки качества образования являются:

- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы; 

- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

- определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

- обеспечение доступности качественного образования;

- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

- определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;

- выявление факторов, влияющих на качество образования;

- содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;

- определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

- расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 

2.3. В основу системы внутреннего мониторинга качества образования положены следующие принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; 

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; 

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 

3. Организационная и функциональная структура системы внутреннего мониторинга оценки качества образования

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, Педагогический совет, методические кафедры учителей-предметников, экспертные группы (временные структуры: педагогический консилиум, комиссии и др.).

3.2. Администрация школы:

- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВМКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;

- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

- организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

- обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 

- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно–аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);

- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВМКО. 

3.3. Педагогический совет школы:

- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; 

- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;

- инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;

- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе; 

- принимает участие в оценке качества и результативности труда работников школы, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами школы.

- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;

- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;

- принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 

3.4. Методические кафедры ( объединения учителей-предметников):

- участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

- участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

- содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;

- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 

3.5. Комиссия по внутреннему мониторингу качества образования:

- состоит из трёх экспертных групп: 1) группа оценки образовательных результатов (завучи, учителя-предметники высшей категории – общественные эксперты, представитель родительского комитета); 2) группа оценки реализации образовательного процесса (зам. директора по УВР, руководитель эксперимента «Оптимизация спортивной подготовки учащихся-спортсменов», представитель родительского комитета); 3) группа оценки условий, обеспечивающих образовательный процесс (зам. директора по социальной защите, зам. директора по АХЧ, врач, психолог, библиотекарь, представитель родительского комитета); 

- каждая экспертная группа получает информацию от зам. директора по УВР, УР, ВР, классных руководителей (в согласованных форматах: таблицы, акты, результаты анкетирования и т.д.) по соответствующему направлению за учебный период (триместры, полугодия, год); 

- специалисты экспертной группы проводят анализ полученных данных, дают оценку состояния каждого объекта мониторинга, сопоставляя показатели с «нормативными», фиксируют характер изменения показателей; 

-  экспертная группа устанавливает причины отклонений от «нормы» тех или иных показателей; 

- специалисты экспертной группы по каждой группе показателей формируют итоговое заключение, включающее в себя описание имеющегося состояния (констатирующая часть) и рекомендации по внесению изменений, которые призваны обеспечить повышение качества образования в ОУ; 

- «заключение» является документальной основой для составления ежегодного отчета ОУ о результатах самооценки деятельности ОУ и публикуются на сайте ГБОУ «Самбо-70» 

4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования

4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе реализации целей и задач СОКО, которые планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 

4.3. Предметом системы внутреннего мониторинга оценки качества образования являются:

- качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);

- качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

- качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;

- воспитательная работа;

- профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

- эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;

- состояние здоровья обучающихся. 

4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

4.4.1. Содержание внутреннего мониторинга оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:

- единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов;

- государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-ых классов по новой форме;

- результаты тестирования учащихся МЦКО (по выбору школы);

- промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;

- участие и результативность в школьных, районных, городских и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 1, 5, 10 - ых классов;

- мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований. 

4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:

- результаты лицензирования и государственной аккредитации;

- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;

- программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;

- оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения; 

- обеспеченность методической и учебной литературой;

- оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

- оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;

- диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 – х классов в период адаптации;

- оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся;

- анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;

- оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 

4.4.3. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:

- степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;

- качество планирования воспитательной работы;

- охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;

- наличие детского самоуправления;

- удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;

- исследование уровня воспитанности обучающихся;

- положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. 

4.4.4. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

- аттестация педагогов;

- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе ГБОУ ДО «Московский учебно-спортивный центр», Отдела образовательных программ Москомспорта и т.д.);

- знание и использование современных педагогических методик и технологий; 

- образовательные достижения учащихся;

- подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;

- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

 

4.4.5. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя:

- регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;

- оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;

- оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы),

- оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы (физкультура и массовый спорт), состояние дополнительного образования – спортивные занятия по видам спорта;

- диагностика состояния здоровья обучающихся. 

4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.

 

4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.

 

Критерии

Показатели

Образовательные результаты по ступеням образования (внутренняя оценка)

Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5»

Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях

Доля второгодников

Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании

Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца

Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании

Доля учащихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца

Внешняя оценка

Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по предметам)

Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА-9 по предметам)

Результаты независимого исследования качества общего образования МЦКО, СтатГрад

Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума)

Доля обучающихся, участвующих в районных предметных олимпиадах

Доля обучающихся, победивших в районных и городских предметных олимпиадах

Доля обучающихся, принимавших участие в районных мероприятиях

Здоровье обучающихся

Доля обучающихся, которые занимаются в секциях ГНП,

Результаты спортивной подготовки на различных этапах.

Уровень травматизма среди учащихся спортсменов.

Результаты плановой диспансеризации учащихся и сотрудников.

Социализация обучающихся

Доля обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН к общей численности обучающихся

Доля выпускников, поступивших в специальные спортивные средние и высшие учебные заведения, в ВУЗы силовых структур РФ (по профилям спортивной подготовки в школе)

Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе

Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе

Готовность родителей к участию

в управлении школой

Доля родителей, участвующих в «жизни школы»

Инновационный потенциал учителей

Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии, интернет-ресурсы, ИКТ на уроках

Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию

Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

Доля педагогических работников, активно пропагандирующих свой педагогический опыт на семинарах и в печатных изданиях

Доля педагогических работников, принимавших участие в конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года» и др.

Соответствие требованиям к условиям обучения

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана

Соответствие нормам и требованиям СанПиН условий ОУ

Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования спортивной и не спортивной направленности

Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами

Наличие оборудованного медицинского кабинета

4.7. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в школьной программе мониторинговых исследований. 

4.8. Диагностические и оценочные процедуры в рамках ВМКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). 

5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

- основным потребителям результатов ВМКО;

- средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;

- размещение аналитических материалов, результатов внутреннего мониторинга оценки качества образования на официальном сайте школы. 

 

5.2. Школьная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.