▲ Наверх

Структура методической службы

Структурно-функциональная модель методической службы

ГБОУ «Центра спорта и образования «Самбо-70»

Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. На развитие всего перечисленного выше направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научно-методической работе.

По отношению к учителю научно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в научно-методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Долгое время организация всей методической работы в школе возлагалась на заместителя директора. С усложнением задач, которые приходится решать образовательному учреждению, функция обучения учителей становится более актуальной. Это особенно заметно при переходе учреждений образования в режим развития. Поэтому в школе введена должность заместителя директора по научно-методической работе, создан научно-методический совет школы, работа  методических объединений учителей-предметников приобретает иное качество. Во главе методической работы стоит методический совет, являющийся совещательным и коллегиальным органом при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. 

 

 Чтобы управление научно-методической работой осуществлялось эффективно, ответственность  распределяется между несколькими органами. Основными структурными звеньями научно-методической службы школы являются: социально-психологическая служба, кафедры  учителей-предметников, классных руководителей, начальных классов (см. рис.1) Тем самым  основные функции  научно-методического совета детализируются, расчленяются на более конкретные.

 

Для  осуществления научно-методической работы  в школе используется модель уровневой организации (Табл.1).

 

Таблица 1. Модель уровневой организации научно-методической службы.

Уровень

Вид методической

работы

Функции данного вида методической работы

Состав участников

Основные формы методической работы

Характер и виды педагогической продукции участников

1

Индивидуальная методическая работа.

Обеспечение индивидуального непрерывного самообразования и роста профессиональной культуры:

- обязательное участие в предметных кафедр

- обязательная специализация по одной из общешкольных проблем;

- добровольное проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Все учителя школы, независимо от стажа, возраста, квалификации.

Самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся. Изучение:

- опыта работы коллег;

- методической и общепедагогической литературы.

 

Различная по содержанию, уровню практической значимости педагогическая продукция (определяется общешкольной тематикой, интересами, способностями, квалификацией учителей)

2

Постоянно действующий научно-методический семинар (проводится один раз в четверть).

Обеспечение непрерывности профессионального образования членов пед. коллектива, повышение теоретико-методического уровня и квалификации учителей:

- выработка педагогической системы основных понятий;

- обеспечение единства подходов при организации учебной, инновационной, исследовательской деятельности;

- активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;

- коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности.

Все учителя школы, независимо от стажа, возраста, квалификации.

Общее руководство: заместитель директора по научно-методической работе, руководители кафедр

Лекции, доклады, выступления, дискуссии, «круглые столы», организационно-деятельностные игры.

Общие рекомендации по использованию методических разработок.

3

Методические предметные кафедры:

- предметные;

- межпредметные.

(работа носит постоянный характер)

Обеспечение освоения каждым учителем государственных стандартов образования по предмету, овладения обязательными образцами, стандартами и нормативами педагогической деятельности. Обмен опытом. Совместное решение текущих учебно-воспитательных задач. Выработка общих подходов к контролю знаний и аттестации учащихся. Участие в аттестационных процедурах (аттестация педагогов)

Все члены педагогического коллектива.

Общее руководство: заместитель директора по научно-методической работе.

Взаимные посещения, анализ и оценка уроков.

Посещение уроков руководителем методического объединения с последующим анализом и консультацией учителя. Подготовка, проведение и анализ результатов предметных олимпиад, недель и других форм работы с учащимися. Обсуждение проблемных докладов, выступлений, сообщений по общешкольной теме.

Индивидуальные разработки на основе известных образцов. Педагогическая продукция:

- поурочные, тематические, блочно-урочные планы;

- контрольные вопросы, задания, тесты в соответствии со стандартами;

- описание методики уроков, внеклассных мероприятий и т.д.

 

Формы научно-методической работы.

 

Разнообразные формы научно-методической работы, определяющиеся профессиональными возможностями, содержанием работы, образовательными потребностями и интересами учителей, целесообразно объединить в шесть блоков (Табл.2).

 

Таблица 2. Формы научно-методической работы. 

 

 

Блок

 

1. Поисковая работа и научные исследования педагогов.

Учеба в аспирантуре, соискательство ученой степени, участие в работе экспериментальной площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание учебника, методического пособия, словаря, тематического сборника, хрестоматии, статьи в журналах.

2. Руководство поисковой работой учащихся.

Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам.

3. Разработка методической документации.

Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендация по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т.п.), методик диагностики учащихся.

4. Подготовка учебных видеозаписей.

Подготовка аудио- видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий.

5. Повышение квалификации учителей.

Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства.

6. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.

Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте.

 

Планирование  работы основных структур научно-методической службы.

Состав структурных подразделений методической службы

Название кафедры

Предметы

Руководитель

Учителя

Кафедра математики и информатики

Математика

Информатика

Линькова Нина Вячеславовна

Емельянов М.В.      Лазарева И.В

Мельник М.Н.         Филонова Т.И

Линькова Н.В.         Аршинцева Ю.Н

Богатырева Т.Н.      Смирнова Т.И.

Богданова Е.Н.        Чурюкина Н.Б.

Ермак Т.А.                Фалина С. Н.

 

Кафедра социальных наук

История

Обществознание

География

Боброва Алла Алексеевна

Боброва А.А.             Орлова Л.К 

Луговских Т. Н.        Ивахненко В. Е.

Петрова О.Г.              Краснова Г. Н.

Казинова Е.В.             Удалова Н. В

 

Кафедра русского языка и литературы

Русский язык и литература

Галаева Ольга Борисовна

Галаева О.Б.              Медведева Н. А.

Борисова И.И.            Беседина В.В.

Воротникова М.Г       Чабан  Е. В.

Илюшина Т.Е.           Серовикова И.Н.

Кухарская Е.С.         

 

Кафедра естественных наук

Биология

Химия

Физика

Природоведение

Косырева Наталья Алексеевна

Попова Т.В.                 Косырева Н.А.

Конарева Е.В.               Дудиева И.А.

Сафонова Е.В.               Чувилина Ю.И.

Гуркина Ю.Л.               

 

Кафедра иностранных языков

Английский язык

Немецкий язык

Давыдова Валентина Анатольевна

Давыдова В.А.           Максименко А. М

Смолина О. Д.           Могилевская И.И.

Комарова Е.В.            Самохина Т.Ю.

Лазарева О.С.             Старостина Е.Р.

Решетняк В.Ю.          Калинина Т. Н.

 

Кафедра художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направления

Физическая культура, музыка,

изобразительное искусство, черчение, МХК, технология,

ОБЖ

Сейтаблаева Марина Анатольевна

Жизневская Д. С.               Кузина М. А.

Волков С.Ю.                Верхотурова Т.И

Павлов Р.В.                  Сейтаблаева М.А.

Лагойко В.И.                Сотников М.И.

Игнатова В. М.

 

Кафедра начального образования

Начальная школа

Ткачук Наталия Александровна

Учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования

Кафедра воспитания

 

Троценко Елена

 Ивановна

Классные руководители

1 – 11 классов

Социально-психологическая служба

 

 

   Троценко Е. И.  Брацун  Н. А.

Федорова Н. А.     Казакова Я. В.